Проект

Анализ внешней среды
Положительные моменты
Негативные тенденции

·             Конвенция о правах ребенка;
·             Всеобщая декларация прав человека;
·             Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
·             Законодательными актами РФ:
·             Конституция РФ;
·             Семейный кодекс РФ;
·             Закон РФ «Об образовании»;
·             Закон ЧР «Об образовании»;
·             ФГОС ДО;
·             Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
II. Государство в последние годы стало больше уделять внимание на экологическое состояние окружающей среды.
I.   Экологическое состояние окружающей среды с каждым годом ухудшается.
II.Увеличивается количество видов птиц, животных, растений, попадающих в Красную книгу
III.          Переоценка значения ДОУ в воспитании детей; перенесение ответственности за воспитание детей на ДОУ.


1.2.         Проблематика
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.  Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
                    Древо проблем
Все проблемы
Самая важная проблема
Проблемы по приоритетам
1. Работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически.
2. Не был достаточно оснащён педагогический процесс.                                   3. Мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера.


1.      Формирование осознанного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе родного края.
1.         Родители  с трудом проявляют интерес и желание принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в группе.
2.         Родители не умеют  самостоятельно организовать работу со своими детьми по формированию осознанного отношения к природе Родного края.

2.     Основная часть
2.1. Концептуализация проекта
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.
Итак, мы выяснили, что в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.
2.2.         Целепологание
Цель проекта:
Изучение детьми объектов живой и неживой природы родного края во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы родного края
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
6. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы природы родного края : растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.
2.3.         Ожидаемые результаты

Дети
1. Проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы родного края. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода).
2. Будут бережно относиться  к природе родного края , будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
5. Будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
6. Узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.
7. Узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
8. Исследуют землю, разновидности почвы родного края, их свойства и значение.
9. Узнают много интересного из жизни растений родного края   ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).
10. Закрепят представления о животных родного края : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. Будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
11. Будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
Педагоги
1.Выражен интерес к изучению данной проблемы.
2.Сформировано желание активно использовать осознанное отношение к природе .
Родители
1.Проявляют интерес и желание принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в группе.
2.Умеют самостоятельно организовать работу со своими детьми по формированию осознанного отношения к природе Родного края.

2.4.         Реализация проекта:
–       определение темы, постановка цели и задачи;
–          определение методов и приёмов работы;
–          диагностирование экологического воспитания;
–          подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;
–          подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
–          подбор материала для творческого труда;
–          составление перспективного плана.


2.4.1.  Этапы работы над проектом
Проект  включает три основных этапа:

1-й — подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования; предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2-й — собственно исследовательский.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3-й — обобщающий (заключительный).
Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендации.

2.4.2.  План действий по реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Сроки: декабрь  2015

2 этап. Исследовательский.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Сроки : февраль – сентябрь 2015.
1.Организация в группе познавательно - экологической среды.
2.Создание экологической развивающей среды в МБДОУ.
3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.
4. Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологическим направлениям.
Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.
5. Посадка цветника, уход за цветами.
8. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
9 .Выпуск экологических газет.
10. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.
11. Операция «помоги природе». Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
12. Операция «Подарок птицам» Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.
13.Познавательное развлечение «Птичьи заботы» в старшей и подготовительной группах.
14. Викторина «Знаем ли мы растения нашего края?» в старшей и подготовительной группах.
15. Экскурсии в парк села. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.
16. Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов природных объектов.
Выставка макетов о родном  крае: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.
17. Экологическая экскурсия «На природу, в поле пойдем»
18. «Напиши письмо сове». Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме «Природа».
19. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов «Вторая жизнь упаковки».
20. Оборудование в саду уголка «Детская лаборатория» для опытов и экологических исследований.
21. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.
22. Фотовыставка «Природа просит помощи» с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.
23. Организация в МБДОУ видеотеки с помощью родителей «Это интересно. Из жизни природы.» ( О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д.)
24. Викторина между старшими группами «Лучший знаток деревьев».
25. Составление гербария «Наши растения».
26. Опытно-исследовательская деятельность на огороде. Цель: вырастить зерновую культуру для получения полноценного урожая зерновых.

3 этап. Обобщающий.
Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов.

Обобщение результатов работы
1.Диагностирование уровня экологического развития дошкольника.
2. Просмотр презентаций детских исследовательских работ.
3. Обобщение уровня обогащения предметно - развивающей среды в группе и в целом в детском саду.
2.4.3.  Ресурсное обеспечение
Методическое:
Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова Н. А. «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в МБДОУ.
"Обогащение с природой родного края, его роль в интеллектуальном развитии ребёнка-дошкольника" (ДОУ №27 г.Новочебоксарск)
Материально — техническое:
1. Уголки природы в каждой возрастной группе.
2. Общий цветник и огород  для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.
3. Вся территория вокруг сада с природными объектами.
4. Опытно - экспериментальная зона в группе «Огород на окне».
2.5 Мониторинг проекта.
Мониторинг  осуществляется на основе пособия Рыжовой Н.А. «Экологическое развитие детей в детском саду».
Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста.
Для осуществления экспериментальной работы мы поставили перед собой ряд задач:
1.      Выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы.
2.      Определить морально-ценностное отношение к природе у детей.
3.      Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.
Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее осознанное правильное отношение к окружающему миру.
За экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети старшей группы, приблизительно равные по уровню развития, в количестве 20 человек.
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Целью констатирующего эксперимента было выявление осознанного отношения детей старшего  дошкольного возраста к природе родного края.Для констатирующего эксперимента были подобраны следующие задания:
1.           Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
2.           Моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе.
3.           Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированное этого качества.

Задание 1
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных (домашних и диких).
Оборудование. Два больших листа бумаги: первый разделен на три части (хозяйственный двор, лес, жилое помещение); на втором листе изображены голубое небо, ветви деревьев и земля. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, собаки, кошки; волка, лисицы, медведя, зайца. Фигурки птиц: голубя, воробья, сороки, курицы.
Инструкция к проведению.
В игровой форме ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и поселить их по домикам ( с учётом места проживания).
Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, ребёнку предлагается ещё раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией.
После того, как ребёнок справился с заданием, ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
-   Как называется животное (птица)?
-   Какие его характерные особенности ?
-   Чем питается животное (птица)?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень(3 балла)
Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам: звери, птицы. Аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности. Без особого труда отвечает на поставленные педагогом вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).
Средний уровень (2 балла)
Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает с замешательством. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).
Уровень ниже среднего(1 балл).
Ребенок допускает частые ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Затрудняется назвать характерные особенности. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то отвечает в основном не верно. Не проявляет и не выражает свое отношение к животным (птицам).

Задание 2
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), бегония и бальзамин султанский (огонёк), колеус; лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон. Инструкция к проведению.
Педагог называет ребёнку четыре комнатных растения. Просит ребенка показать эти растения.
-   Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
-   Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения).
-   Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем из представленных на картинках растений (даны в скобках) предлагается выбрать:
A)       сначала деревья (берёза, липа, тополь);
Б) деревья у которых есть иголки, и деревья у которых есть листочки (лиственные и хвойные) (ель, осина);
B)        ягоды и грибы (земляника, опята);
Г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан). Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок самостоятельно называет все виды растений: деревья, цветы. Без труда отличает хвойные деревья от лиственных, ягоды от грибов; цветы сада от цветов леса. Рассказывает как правильно ухаживать за комнатными растениями. Сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии растений: деревьев и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Рассказывает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Элементарные практические навыки и умения ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Уровень ниже среднего.(1 балл)
Ребенок затрудняется называть растения: деревья, цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений. Не сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Затрудняется рассказывать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к растениям.
Задание 3
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей времен года. Оборудование. Карточки с изображением разных времен года. Инструкция к проведению
Педагог спрашивает у ребёнка, какое время года ему нравится больше всего и почему?
Затем педагог предлагает выбрать карточку, на которой изображено это время года.
Педагог предлагает ребенку прослушать ситуации и ответить на вопрос «Когда это бывает?»:
-   Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
-   Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
-   С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края.
-   На деревьях распускаются листочки. Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет характерные признаки каждого времени года. Проявляет фантазию в ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?». Комментирует карточку с изображением выбранного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает значительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» отвечает односложно. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего (1 балл)
Ребенок не знает характерных признаков времен года. В ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» называет только время года. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4
Цель. Определить уровень отношения к миру природы.
Инструкция к проведению
Педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы.
-   Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, задается вопрос: «Если быу тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)
-   Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду?
-   Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
-   Как ты можешь помочь птицам зимой?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к природе.
Средний уровень (2балла).
Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего ( 1 балл).
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выражать свое отношение к проблеме.

Задание 5.
Цель: выявления практических навыков бережного отношения к объектам природы.
Инструкция к проведению.
Животных уголка природы на короткое время оставляли без еды, загрязнили их воду невредными добавками, поставили в живой уголок горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за обитателями уголка природы.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно оценивал ситуацию и самостоятельно решал её.
Средний уровень (2 балла).
Ребенок правильно оценивал ситуацию, но принимал не совсем верное решение.
Низкий уровень (1 балл).
Ребенок не справился с поставленной задачей.
По результатам выполненного задания все дети были распределены на три группы по уровням развития: высокий (15-13 баллов), средний(12-8 баллов), низкий (7-5 баллов).
Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 1 и 2.
Наименьшее количество ошибок допустили  Саша и Оля. - 2 человека (высокий уровень).
Саша и Оля. правильно выполнили задания. Саша без особого труда распределила представителей животного мира по видам, четко отвечала на поставленные вопросы. Ребёнок самостоятельно называл разные виды растений. Без помощи взрослого называл условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Саша знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Оля при ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл характерные признаки времен года. По памяти воспроизводил сезонные особенности того или иного времени года. Выражал эстетическое отношение к природе. Дети правильно нашли выход из специально созданных ситуаций.
К среднему уровню были отнесены дети – Миша, Алеша, Федор, Катя.,   - 4 человека контрольной группы и Петя, Маша, Юля, Вадим -4 человека экспериментальной группы.
Петя иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Дима иногда допускал незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, цветов. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
К низкому уровню развития были отнесены дети - в контрольной группе – Павел  -2 человека и в экспериментальной группе – Оля, Катя  -2 человека.
Маша. часто допускала ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялась, а если и отвечала, то в основном неверно Женя. не всегда правильно называла характерные признаки времен года. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы.
В 5 задании все дети с желанием брались за работу, но побеспокоились о еде лишь немногие дети. Сухое растение и грязная вода так и остались без внимания детей. Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе взрослых по формированию у детей бережного отношения к природе. С целью сравнения результатов констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах строим секторную диаграмму (рис.1, рис.2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий