ДТП

Формирование компетентности пешехода
 у детей 5-6 лет 

      На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин.
Рано или поздно, наш ребенок начинает самостоятельно  ходить в школу, на стадион, бассейн, магазин и т.д.   И конечно же, ему необходимо переходить дорогу, часто напряженную и опасную для перехода. Чем раньше взрослые начинают обучать детей основным навыкам безопасного перехода,  доводить до них содержание каждого правила  перехода проезжей части, проезда на транспорте, тем безопаснее будет их дорога.
Улица приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, ярких разнообразных машин, автомобилей, автобусов, мотоциклов. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного возраста, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник  где может как-то себя проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая называется « дорожно-транспортное происшествие ».

1.1. Анализ  ситуации
Внешняя среда
   Сегодня улицы настолько перегружены транспортом и людьми, что, ребенок не зная Правила дорожного движения оказывается «Словно на минном поле». А это опасность для здоровья.
    Ребенок попал под автомобиль. Трудно себе представить более трагическую ситуацию! Между тем мы сталкиваемся с ней часто. Маленькие дети выбегают на проезжую часть улицы, переходят дорогу там, где этого делать нельзя, неожиданно оказываются в потоке движущихся машин, автобусов и маршруток.
    В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное её поле это автодорога. Ежегодно на дорогах Росси происходит свыше 200 тысяч. Дорожно-транспортных происшествий.  В них погибает свыше 35 тысяч человек, получают ранения более 250 тысяч. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного  возраста: Анализ статистических  данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений. Незнание дошкольниками элементарных правил.
    -Стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
   -безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
        Таким образом, проблема, существует, необходимость её решения продиктована самой жизнью.
         Безопасность дорожного движения давно приобрела ранг наиболее значимой социальной проблемы России, острой и очень важной. Причем за частую, её сравнивают с «войной на дорогах».
         Основой нормальной базы в рассматриваемой сфере общественных отношений в безопасности дорожного движения стал законодательный акт: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995год 196-Ф3. В законе закреплены права и обязанности участников дорожного     движения, рассмотрены основные требование по подготовке водителей.
         В настоящее время в детских садах совершенствуется, обновляется формы и методы обучения правилам безопасного поведения на дорогах.                                Успешно реализуются инновационные общеобразовательные программы.
         Разработанная в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями программа «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой», в которой «Содержание образовательной  области «Безопасность» направленно на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение таких задач как передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
          Министерство образования Чувашской Республики совместно с Госавтоинспекцией   один раз в год проводит конкурс среди ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения  «Светофорик».
1.2.   Внутренняя среда.
            Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения требует абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитание.
           Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам безопасного дорожного движения.
            Учитывая особую значимость, что детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования,  в нашему детском саду уделяется большое внимание данной проблеме. И здесь хочется отметить, что в Республиканском смотре-конкурсе «Светофорик», организованном Министерством образования, наш  детский сад неоднократно занимал 1 место на 1 этапе.
             МБДОУ детский сад «Василек» работает по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От  рождения до школы».
             Методический кабинет детского сада снабжен инструктивным материалом, методической литературой, рекомендациям, сценариями, материалами, освещающими опыт работы педагогов. В библиотеке имеются детская литература, плакаты, слайды по данной теме.
           В детском саду работа организована на основе Программы развития МБДОУ,  основной общеобразовательной программы, рабочей программы педагога, календарных. Работа по обучению детей правилам безопасного дорожного движения идет комплексно по всем областям: «Безопасность», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»,  «Физическая культура». Закрепляются, в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах, на прогулке.
           На территории детского сада находится автоплощадка «Светофорик», где обозначены перекрестки, остановки транспорта, имеются выносные дорожные знаки, светофор, макеты домов, транспорт. На площадке проводятся игры по применению знаний.
           В группе  «Смешарики» где я работаю, оборудован уголок безопасности. Здесь собран наглядный материал, который регулярно пополняется и обновляется. Данный материал включает в себя макеты домов, книги, альбом «Безопасность для дошкольников». Дидактические игры: покупные и сделанные руками воспитателей. Так же имеется наглядная агитация для детей и родителей.
            Я работаю с детьми старшей группы, т.е будущими первоклассниками, которые через год начнут самостоятельно ходить в школу. И конечно же, им нужно будет самостоятельно переходить дорогу, часто напряженную и опасную для перехода. Поэтому целью моей работы стало обучение основным  осознанным  навыкам безопасного поведения в условиях улицы.
            Проводя с детьми беседы о знаниях правил дорожного движения, умении различать дорожные знаки для пешеходов; в ходе рассматривания плакатов, альбомов я сделала вывод: уровень знаний и умений детей по правилам дорожного движения недостаточен.
            Для решения проблемы необходимо:
- изучить методическую литературу;
- обогатить материально-техническую базу;
- привлечь родителей к совместному решению проблемы;
- заинтересовать педагогов дошкольного учреждения в организации образовательного процесса по ознакомлению  детей с правилами дорожного движения.
    1.3.         Проблема курсового проекта.
     Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
 Исходя из этого проблема курсового проекта будет звучать следующим образом : «Каковы пути формирования у дошкольников осознанного отношения к соблюдению правил безопасного дорожного движения?»
2.  Целеполагание.
2.1.  Цель  проекта.

 Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах.
                                                                                                                                                                        
2.2.   Задачи проекта
¾     обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов;
¾      оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
¾     формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
¾     укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
¾     выработка системы воспитательно-образовательной работы.

2.3.   Ожидаемые результаты

       Системная работа по формированию осознанного отношения детей к соблюдению правил ДД позволит:
- Соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила)

3.  Реализация проекта
3.1.  Концептуализация

         При реализации проекта буду исходить из следующего:
    -  создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
-  установление прочной связи с ГИБДД;
-  разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД.

3.2.Этапы работы

Этапы реализации проекта

Задачи
Формы
Срок исполнения
I этап -  Аналитический
1. Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
2.Составление поэтапного плана работы.
 3. Создание банка идей и предложений.
4. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике.
5. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
1. Изучение литературы.

2. Диагностика.

3. Опрос.

4. Анкетирование.

5. Беседа.
Май-сентябрь 2015 г
II этап - Организационный
1.     Определение задач воспитательно-образовательной работы по резуль-татам  диагностики.
2.     Планирование деятельности педагога.

1. Составление плана развития игрового пространства.
2. Составление учебно-темати-ческого плана работы.
3.Обогащение развивающей среды - играми, литературой,  моделями, макетами
4.Оформление стенда.
Сентябрь 2015 г.
III этап - Практическая деятельность
1. Дать элементарные знания из области «Безопасность», «Здоровье».
1.   Экскурсии к дороге. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Гараж»..
2.   Сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизнен-ные ситуации
3.   Спортивное развлечение Приключения в стране «Светофории».
4.   Музыкально-литератуный концерт «Незнайка на улице».
2015-2016 учебный год
IV этап - Итоговый - диагностический
1.      Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога.
2.      Разработка практики после-дующих педагогических действий.
1.   Беседа.
2.   Наблюдение
3.   Самоанализ
4.   Диагностика
5.Презентация проекта
Май 2016год

Проект реализуется по направлениям:
1.        Совместная деятельность с детьми.
2.        Взаимодействие с родителями.
3.        Работа с педагогами.
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с непосредственно образовательной деятельности («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы деятельность проходила интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
¾     изготовление стендов с наглядной информацией;
¾     консультации;
¾     участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
¾     тематические родительские собрания;
¾     обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;
¾     семейные конкурсы;
¾     анкетирование;
¾     совместная детско-родительская досуговая деятельность.














Календарно-тематический план по обучению правилам дорожного движения

месяц
неделя
Задачи по ПДД
Непосредственно-образовательная деятельность
Совместная деятельность воспитателя и детей
Взаимодействие с узкими специалистами
Сентябрь
1
Закреплять знания и умения по использованию правил дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке
1. «Безопасная улица» Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении.
Расширять представления об улицах города.
Закреплять знания о правилах дорожного движения и о дорожных знаках, о назначении светофора.
Чтение стихотворения А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный».
Дидактическая игра «Светофор»
Экскурсия по улице «Наблюдение за движением транспорта и работой водителя»
2
Совершенствовать умению по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуациях
2. Аппликация «Троллейбус»
Закреплять знания о видах общественного транспорта
Ситуация общения «Какой бывает транспорт»
Подвижная игра «Найди свой цвет»
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, как звучит транспорт» (муз. руководитель)
3
Закреплять:
- назначение дорожных знаков: пешеходного перехода, подземного перехода и «Осторожно: дети»;
- назначение светофора на дороге и всех его цветов в отдельности

Ситуация общения «Мы в автобусе».
Спортивное развлечение «Приключение в стране «Светофории»» (инструктор по физ.культуре)
4
Расширять представление об улицах города.
Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении
3. Конструирование «Автобус»
Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его значении в жизни человека
Дидактическая игра «Знаки дорожного движения».
Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
Ситуация общения «Какой должна быть безопасная дорога»
Чтение произведения Я. Пишунова «Азбука города»
Моделирование  проблемных ситуаций  «Как правильно вести себя на дорогах» (психолог)
Музыкально-литературный концерт «Незнайка на улице»
Октябрь
1
Закреплять знания о видах транспорта.
Расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский, легковой, грузовой, машины специального назначения)
4. «Профессия – водитель»
Дать представление о профессии водителя.
Познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта
Расширять знания о правилах поведения водителей на дороге
Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки».
Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка».
Игры по словообразованию (словарик по ПДД)
2
Расширять представление о правилах поведения в общественном транспорте

Ситуация общения «Внимание: дорожный знак».
Дидактическая игра «Водители»
«Осторожно: дорога»
3
Развивать ориентировку в окружающем и наблюдательность за движениями машин и работой водителя.

Игровая ситуация «Помоги Самоделкину перейти дорогу»
Рисование «Транспорт будущего»
4
Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его значении в жизни человека

Чтение стихотворения Я. Пишумова (про транспорт)
Развлечение по правилам дорожного движения «Колесо истории»
Ноябрь
1
Дать представление о специализированном транспорте: «Скорая помощь», «Патрульная машина», «Пожарная машина».
5. «Правила пешехода» Расширять знания о правилах пешеходов на дороге и на тротуаре.
Закреплять знания о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «переход»
Конструирование «Наша  улица».
Ситуация общения «Что означают цвета  светофора»
Прогулка «Правила пешехода»
2
Расширять знания о перекрестке и особенностях движения машин на пересечении дорог.

Дидактическая игра «Учим дорожные знаки».
Подвижная игра «По дороге».

3
Знакомить с дорожной грамотой.
Формировать знания о назначении информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Перекресток», «Место стоянки».

Чтение стихотворения С. Михалкова «Скверная история»
Моделирование проблемных ситуаций «Как правильно переходить дорогу». (психолог)
4
Формировать знания о труде взрослых водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге.

Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть».
Режиссерская игра «Сказочные герои на дороге».
Театр игрушек «Про машину» (муз.руководитель)
Декабрь
1
Расширять знания о правилах для пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре.
Закреплять знания о понятиях «пешеход», «дорожные  знаки», «переход».
6. «Пост Гаи в моем микрорайоне»
Дать представление о назначении поста на дороге.
Познакомить с особенностями работы сотрудников ГАИ.
Закреплять правила дорожного движения, предназначенные для пешеходов и водителей на макете микрорайона
Ситуация общения «Мой любимый вид транспорта».
Чтение стихотворения В. Кожевникова «Светофор»
Аппликация «Автобус на нашей улице»
2
Закреплять представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности»

Чтение стихотворения Я. Пишумова «Посмотрите – постовой».
Конструирование «Трамвай»
Просмотр кукольного театра «Как звери строили дорогу»
3
Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасности поведения на улицах города.
Знакомить с работой ГАИ

Ситуация общения «Как себя  надо вести в транспорте».
Игровая ситуация «Я еду в транспорте»
Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на свете»
Встреча с инспектором ГИБДД
4
Познакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов

Ситуация общения «Каким должен быть водитель».
Сюжетно-ролевая игра «Я шофер»
Развлечение «Выставка машин»  (муз.руководитель)
Январь
1
Развивать ориентировку в окружающем мире и наблюдательность за движением машин по зимней дороге
7. «Моя дорожная грамота»
Закреплять знания об информационно-указательных и запрещающих дорожных  знаках.
Расширять знания о назначении предупреждающих дорожных знаков, адресованных водителям.
Учить различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки
Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период.
Конструирование «отгадай, вырежи и наклей грузовик».
Игры по словообразованию (логопед)
2
Знакомить с дорожной грамотой.
Формировать знания о назначении информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Перекресток», «Место стоянки».

Чтение стихотворения А. Усачева «Футбольный мяч».
Дидактическая игра «Учим дорожные знаки».

Рисование «Мой любимый дорожный знак»
Викторина «Чем опасна дорога».
3
Расширять знания о назначении предупреждающих знаков, адресованных водителям «Пешеходный переход», «Осторожно: дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд»

Дидактическая игра «Правила дорожного движения»

4
Знакомить с подземным транспортом и правилами поведения в нем пассажиров

Чтение стихотворения В.И. Мирясова (стихи про транспорт).
Игровая ситуация «Кто самый грамотный пешеход»
Моделирование проблемных ситуаций «Мы переходим улицу» (психолог)
Февраль
1
Совершенствовать знания «дорожный грамоты» в практических и игровых ситуациях
8. «Путешествие на метро»
Знакомить с подземным транспортом «метро», его особенностями и правилами поведения в нем пассажиров.
Продолжать работу по ознакомлению с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге.
Расширять представления о назначении дорожных знаков.
Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу».
Дидактическая игра «Путешествие по городу».
Игры-забавы с санками, лыжами (инстр. По физ. культ.)
2
Знакомить с подземным транспортом и правилами поведения в нем пассажиров

Чтение стихотворения Т. Александрова «Светофорчик»
Пальчиковый театр «Светофор» (муз.руководитель)
3
Знакомить с предписывающими знаками: «Движение только прямо» и «Обязательное движение транспорта только в определенном направлении»

Наблюдение за движением  по зимней дороге.
Конструирование «Улица села».

4
Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасности поведения на улицах города.

Ситуация общения по картине «Улица города».
Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители»
Музей пожарной машины
Март
1
Учить использовать знания правил дорожного знания на практике (используя макет района)
9. «Знаки сервиса»
Совершенствовать знания «Дорожной грамоты».
Дать представления о знаках «сервиса»:  «Телефон», «Автозаправочная станция»,  «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи»
 Дидактическая игра «Законы улиц и дорог».
Ситуация общения «Как машины людям помогают»

2
Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду

Режиссерская игра «Приключение сказочных героев в городе»
Рисование «Знаки сервиса
3
Знакомить с правилами катания на велосипеде

Прогулка детей к перекрестку.
Ситуация общения «Что такое перекресток»

4
Знакомить с работой сотрудников ГАИ.
Дать представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи»

Игровые ситуации «Кто самый лучший пешеход».
Чтение стихотворений о дорожных знаках.
Сюжетно-ролевая игры на транспортной площадке «Пешеходы и водители»(инстр. По физ.культуре)
Апрель
1
Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке
10. «Опасный перекресток»
Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке.
Дать представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика.
Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трехцветного светофора
Дидактическая игра «Путешествие по селу»
Экскурсия по микрорайону
2
Расширять представления о назначении светофора для водителей и пешеходов

Подвижная игра «Путешествие на машинах»
Игры-моделирования с макетом микрорайону
3
Познакомить с особенностями работы трехцветного светофора

Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песня»
Ситуация общения «Как я иду в детский сад»
Игры на транспортной площадке (инстр. По физ.культуре)
4
Дать представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика

Подвижная игры (катание на велосипеде).
Ситуация общения «Как правильно кататься на велосипеде».
Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на дорогах»
Встреча с доктором травмпункта
Май
1
Продолжать работу по закреплению знаний о правилах безопасного поведения на улицах села
11.  «Кто самый грамотный» (на транспортной площадке)
Закреплять знания ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях
Ситуация общения «Мы на улице»

Дидактическая игра «путешествие по городу»
2
Развивать ориентировку в окружающем и наблюдательность за движением машин по проезжей части села

Игровые ситуации на транспортной площадке «Как я знаю правила дорожного движения»
Веселые старты «Мама, папа, я – лучшие пешеходы» (инстр. По физ.культуре)
3
Совершенствовать умения по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуациях, используя макеты

Дидактическая игра «Правила поведения»
Подвижная игра «Пешеходы и водители» ( инстр. По физ.культуре)
4
Закреплять знания о правилах дорожного движения, предписанных пешеходом, пассажирам различных видов транспорта и водителям транспорта в игровых ситуациях на транспортной площадке

Сюжетно-ролевые игры на транспортной площадке (ситуации)
Сочиняем старые сказки на новый лад
Игры-моделирования с макетом перекрестка и макетом микрорайона



РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Изготовление стендов с наглядной информацией.
2. Консультации на темы: «Правила езды на велосипедах», «Правила перехода улиц и дорог».
3. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
4. Тематические родительские собрания.
5. Обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД.
6. Семейные конкурсы: «Мама, папа, я – лучшие пешеходы».
7. Анкетирование.
8. Совместная детско-родительская деятельность.





















Список литературы.
1. Федеральный закон от 1 сентября 2013 г. № 273 « Об образовании в Российской Федерации».
2. « Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг.» Постановление Правительства РФ от 20.12.2011г.№ 1034.
3.   « Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг.» Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761.
4. Национальная доктрина образования на период 2000-2025гг.
5.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.  № 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, создании и организации в дошкольных образовательных организациях».
6. Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17 октября 2013 г.№1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
7. « Концепция развития системы дошкольного образования в Чувашской республике до 2020г.» Постановление Кабинета Мин-ва Чувашской Республики от 28.12.2008г. № 1099.
8.  «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
9. Программа образования  ребенка-дошкольника (под рук. Л.В. Кузнецовой)Ч.,2006г.
10. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
11.Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
12.Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
13.Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
14. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
15.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.











































ПРИЛОЖЕНИЕ
1.      Вопросник для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука»

Фамилия, имя ребенка                                              Возрастная группа
Дата заполнения                                                       

Вопрос
Ответ ребенка
Балл
Уровень сформированности представлений о транспортных средствах, об улице, о правилах перехода проезжей части.
1. Что такое улица?


2. Как регулируется движение на улице?


3. Какие сигналы светофора ты знаешь?


4. Какие  светофоры стоят на улицах?


5. Для чего на светофоре устанавливается временной сигнал?


6. Чем отличаются транспортный и пешеходный светофор?


7. Как называется человек, который регулирует движение на дороге?


8. Что помогает регулировщику управлять движением?


9. Где должны ходить пешеходы?


10. Что такое перекресток?


11. Где и как нужно переходить дорогу?


12. Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?


13.  Как Обозначается пешеходный переход?


14. Какие пешеходные переходы ты знаешь?


15. Почему нельзя отвлекать водителя?


16. Где на проезжей части можно переждать поток машин?


17. Где должны ездить автомобили?


18. Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского транспорта?


19. Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь?


20. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?


21. Что такое тормозной путь?


Знание дорожных знаков
(с использованием наглядного материала – дорожных знаков)
22. Для чего нужны дорожные знаки?


23. Какие дорожные знаки ты знаешь?


24. Покажи и назови запрещающие знаки?


25. Покажи и назови предупреждающие знаки?


26.  Покажи и назови знаки сервиса?


27.  Покажи и назови информационно-указательные знаки?.


Уровень культуры поведения детей на улице и в транспорте.
28. Что такое общественный транспорт?


29. Какие ты знаешь правила поведения на улице?


30. Чего нельзя делать в транспорте?


31. Какие ты знаешь правила поведения в транспорте?


32. Чего нельзя делать на дороге?


33. Где можно кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках?


34. Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?


Знания правил поведения на железной дороге
35. Какие ты знаешь правила поведения на железной дороге?


36. Что такое шлагбаум?


37. Для чего нужен семафор?


38. Как регулируется движение поезда и электричек?





































РАБОТА С ДЕТЬМИ
Дидактические игры  для дошкольников по образовательным областям «Здоровье» и «Безопасность»
«Можно - нельзя, правильно - неправильно»
Цели:
• Формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте.
Материалы к игре:
Карточки с правильным и неправильным поведением детей (ситуациями) на дороге, на улице и в транспорте (автобусе).
Карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком на каждого игрока.
Ход игры:
I вариант. В игре принимают участие все дети.
Воспитатель раздает детям карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком. Последовательно показывает карточки с различными ситуациями поведения детей на улице, дороге, в транспорте. Дети поднимают ту карточку с солнышком, которая соответствует данной ситуации, т. е. можно так себя вести в транспорте или на улице (улыбающееся солнышко) или нет (грустное солнышко), правильно ли поступают дети или нет.
Выигрывает тот, кто не только правильно поднимет соответствующую карточку, но и объяснит, почему он поднял ее.
II вариант. В игре принимают участие не более шести детей.
Воспитатель раздает карточки с ситуациями детям, по 4 карточки каждому ребенку. Дети раскладывают их перед собой. Карточки с солнышками кладутся на середину стола. Дети рассматривают свои карточки, берут солнышко и кладут на карточку с соответствующей выражению (веселое или грустное солнышко) ситуацией. Выигрывает тот, кто первым закроет все ситуации карточками с солнышками и расскажет, почему он закрыл эту картинку веселым или грустным солнышком.
«Дорожные знаки для пешехода»
Цели:
•  Закреплять знание и назначение дорожных знаков.
Материалы к игре:
Знаки «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Скользкая дорога», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Дорожные работы», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Опасный поворот», «Неровная дорога». По 4—5 знаков на ребенка.
Ход игры:
В игре принимает участие вся группа или несколько детей.
Воспитатель раздает детям по 4—5 дорожных знаков. Дети раскладывают их перед собой.
Воспитатель зачитывает правило поведения пешехода на дороге, а ребенок показывает соответствующий дорожный знак и объясняет его назначение и важность для пешехода.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все дорожные знаки и расскажет о назначении того или иного дорожного знака для пешехода.
Лото «Учись быть пешеходом»
Цели:
• Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице.
• Закреплять знание дорожных знаков необходимых для пешеходов.
Материалы к игре:
Карточки большие, с различными ситуациями на дорогах (по правилам поведения детей на дороге, на улице и в транспорте). По шесть ситуаций на каждой карточке.
Маленькие карточки с дорожными знаками и правилами дорожного движения на оборотной стороне и карточки белые, перечеркнутые по диагоналям.
Ход игры:
В игре принимают участие не более шести детей.
Воспитатель раздает детям большие карточки (одну карточку одному ребенку). Показывает карточку с дорожным знаком и читает правило поведения на дороге или в транспорте. Ребенок рассматривает стою карточку, находит соответствующую ситуацию и кладет на нее маленькую карточку с дорожным знаком или белую карточку (если ситуация показывает на неправильное поведение ребенка на дороге или в транспорте).
Выигрывает тот, кто первым закроет все шесть ситуаций на своей карточке.
«Светофор»
Цели:
  1. Дать представления детям о назначении светофора, о его сигналах.
  2. Продолжать закреплять представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый).
Материалы к игре:
Цветные картонные кружки (красный, желтый, зеленый); макет светофора.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям кружки желтого, красного, зеленого цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
«Красный и зеленый»
Цель:
•  Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Материалы к игре:
Два кружка (зеленого и красного цвета), машинка.
Ход игры:
Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два кружка — красный и зеленый, — предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит:
— Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться.
Воспитатель играет с ребенком. На зеленый кружок малыш передвигает машину по столу, на красный — останавливается.
На последующих занятиях игра проводится с подгруппой детей.
Используется во время проведения дидактических игр показ иллюстраций транспорта, улицы, домов.
«Наша улица»
Цель игры:
• Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
• Закрепить представление детей о светофоре.
• Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.
Материалы к игре: макет улицы с домами, перекрестками, автомобили (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители, светофор (игрушка), дорожные знаки, деревья (макеты).
Игра проводится на макете.
Ход игры:
1 вариант (для пешеходов).
С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.
2 вариант (для водителей).
Ведущий показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо», «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный переход» (информационно-указательные). Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывают дорожные ситуации.
За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами.
«Угадай, какой знак»
Цель игры:
• Учить детей различать дорожные знаки.
• Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
• Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
1 вариант.  Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых есть знак этой группы.
2 вариант.  Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.
3вариант: Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их, затем каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

«Улица города»
Цель игры:
• Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.
Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофоры, дорожные знаки.
Ход игры:
Ведущий рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои вопросы и ответы дети сопровождают показом на макете.
Вопросы к детям:
Какие дома на нашей улице?
Какое движение на нашей улице - одностороннее или двухстороннее?
Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить машины?
Что такое перекресток? Где и как нужно его переходить?
Что обозначает пешеходный переход?
Как регулируется движение на улице?
Какие сигналы светофора вы знаете?
Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают? Как надо вести себя в автобусе?
Можно ли играть на улице?
Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто справился с ролью водителя и пешехода.


«Поставь дорожный знак»
 Цель игры:
• Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса).
• Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.
Ход игры:
Детям предлагается:
  1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.
  1. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный переход».
Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.
«Теремок»
Цель игры:
• Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов
и водителей).
• Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Опасный поворот»; запрещающих знаках: «Въезд запрещен» (велосипедисту, водителю), «Движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»; информационно-указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход»; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей».
• Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.
Материал: картонные круги с изображением дорожных знаков, бумажный конверт с вырезанным в нем окошком, палочка.
Ход игры
Ведущий вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков и закрепляет его с помощью палочки. Затем он продвигает круг так, чтобы в окошке появились разные знаки. Дети называют знаки и объясняют их значение.
«Угадай  транспорт»
Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию ( загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом.
***
              Дети сидят полукругом.
              Воспитатель. Дети, мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется « Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.
Дом - чудесный бегунок
На своей восьмерке ног.
                                              Бегает аллейкой
                                   По стальным двум змейкам.          (Трамвай)
***
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
                                            Носит обувь из резины
                   И питается бензином.          (Автобус)
***
                                             Что такое - отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
                           Хотя колеса на резине.       (Троллейбус)
***
               Их видно повсюду, их видно из окон,
                 По улице движутся быстрым потоком.
                                          Они перевозят различные грузы -
                                Кирпич и железо, зерно и арбузы. ( Грузовики)
***
                                             Этот конь не ест овса,
                                             Вместо ног - два колеса.
       Сядь верхом и мчись на нем!
                               Только лучше правь рулем!     (Велосипед)
***
Длинной шеей поверчу,
 Груз тяжелый подхвачу.
 Где прикажут - положу,
                                    Человеку я служу.              ( Подъемный кран)
***
               К нам во двор забрался «крот»,
                                               Роет землю у ворот.
 Сотни рук он заменяет,
                                 Без лопаты он копает.            ( Экскаватор)
***
Мчится огненной стрелой,
                                            Мчится вдаль машина.
                                            И зальет пожар любой
                                       Смелая дружина.                  ( Пожарная машина)
***
                                             Полотно, а не дорожка,
      Конь не конь - сороконожка.
                                             По дорожке той ползет,
                    Весь обоз один везет.             (Поезд)
***
             Овсом не кормят, кнутом не гонят,
                          А как пашет - 5 плугов тащит.  (Трактор)
***
                                             Чтобы он тебя повез,
                                             Не попросит он овес.
                                             Накорми его бензином,
                                             На копыта дай резину.
 И тогда, поднявши пыль,
                            Побежит ...                           (Автомобиль)




«Играй да смекай!»
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.                                                              
                                                      ***
           В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
                                          Эй, водитель осторожно!
                                          Ехать быстро невозможно.
                                           Знают люди все на свете-
                                           В этом месте ходят дети!     (Знак «Дети»)
                                                                       ***
                                            Здесь дорожные работы-
                                            Ни проехать, ни пройти.
                                            Это место пешеходу
                                           Лучше просто обойти.     (Знак «Дорожные работы»)
                                                                          ***
                                             Никогда не подведет
                                             Нас подземный переход:
                                             Дорога пешеходная
                                             В нем всегда свободная.
                                                                                (Знак «Подземный  переход»)
                                                           
        
                                                               ***
                                               У него два колеса и седло на раме
                                                Две педали есть внизу, крутят их ногами.
                                                В красном круге он стоит,
                                                О запрете говорит.
                                                        (Знак «Велосипедное движение запрещено»)
                                                                      ***
                                                  Этой зебры на дороге
                                                  Я нисколько не боюсь
                                                   Если все вокруг в порядке,
                                                   По полоскам в путь пущусь.
                                                                                (Знак «Пешеходный переход»)
                                                                      ***
                                                    Я не мыл в дороге рук,
                                                    Поел Фрукты, овощи.
                                                    Заболел и вижу пункт
                                                    Медицинской помощи.
                                                     (Знак « Пункт первой медицинской  помощи»)
«Подумай – отгадай»
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный ответ и  не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
***
Воспитатель.  Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.
Вопросы:
 - Сколько колес у легкового автомобиля? ( 4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? ( По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения?        ( Авария или ДТП)
- Какой свет верхний на светофоре?    (Красный)
- С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)
- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
- Сколько сигналов у пешеходного светофора?  (Три)
- На какое животное похож пешеходный переход? ( На зебру)
- Как пешеход может попасть в подземный переход? ( По лестнице вниз)
- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? ( «Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД ?    ( Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? ( Во дворе, на детской площадке)
«Мы – водители»
  Задачи: помочь научиться понимать символику и ее специфику ( на примере дорожных знаков), видеть ее основные качества - образность, краткость, обобщенность; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
 Правила: придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получит фишку - зеленый кружок. Выигрывает тот, кто наберет большее количество кружков.
 Материалы:
1)      карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идет в медпункт ( пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. - 6 вариантов); встречи в пути ( люди, животные, виды транспорта - 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности ( 6 вариантов); запрещающие знаки ( 6 вариантов);
2)      кусок мела, если разветвленная дорога чертится, или полоска бумаги, изображающие такие дороги;
3)      маленькая машина или автобус;
4)зеленые кружки - 30 шт.
                                                   ***
  Дети садятся вокруг большого стола, на котором раскладывается  разветвленная дорога из бумаги.
   Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру  и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя.
Воспитатель. Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как ее заводить, чинить, как ею управлять. Надо не только быстро перевести людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий на дороге. Неожиданности могут быть разные:
То дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин.
Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть?

Ответы детей.
Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чем он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.
       Машина быстро мчится по дороге и вдруг...
       Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению должно быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нем не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладет его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая  зеленым кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки.
         Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, дети, когда будете гулять по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещенные вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они обозначают.
     Подведем итоги нашей игры и узнаем победителя.
     Дети считают свои зеленые кружки. Воспитатель поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает робких и застенчивых.



«Веселый жезл»
     Задачи: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
      Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.
                                                            ***
    Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила.
    Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится.
    Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила. 
     Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.







Рекомендации по обучению детей ПДД.
При выходе из дома:
·        Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта.
·        Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару:
·        Придерживайтесь правой стороны.
·        Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
·         Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
·        Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
·        Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу:
·         Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
·         Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
·         Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
·         Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
·        Не стойте с ребенком на краю тротуара.
·         Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
·        Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части:
·        Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
·         Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
·         Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
·         Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
·        Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
·         Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
·         Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
·         При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
·         Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта:
·         Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
·         Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
·         Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
·         Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).   
При ожидании транспорта:
·        Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах
·         Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
·         Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
·        Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
·         Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
·        Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
·         Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
·        Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
·         Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
·         Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
·         Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
·         Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
·        Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.


Образовательная деятельность по обучению дошкольников
правилам поведения на дороге (средняя группа).
«Улицы города»
Цель: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
Образовательные задачи:
Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», машины движутся по проезжей части, пешеходы по тротуару;
Познакомить дошкольником с дорожным знаком «Пешеходный переход»;
Развивающие задачи:
Закреплять знания детей о функциях светофора: регулирует движение транспорта и пешеходов с помощью сигналов;
Систематизировать знания о правилах перехода через проезжую часть: переходим дорогу через пешеходный переход, сначала смотрим налево, доходим до середины проезжей части – смотрим направо;
Воспитательные задачи:
Развивать эмоциональную и личностную сферу дошкольников: чувство взаимопомощи, поддержки;
Материалы и оборудование:
Сюжетные картинки с изображением улиц города;
Знак «Пешеходный переход»;
Изображение светофора;
Цветные карандаши;
Содержание деятельности:
Дети стоят в кругу.
На двух колёсах я качу,                  (идут по кругу друг за другом)
Двумя педалями верчу,                  (идут, высоко поднимая колени)
За руль держусь, гляжу вперёд,   (руки перед собой, держат «руль»)
Я знаю скоро поворот.                  (поворачиваются и идут в другую сторону).
Воспитатель: Мы приехали к месту стоянки. Остановились.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: А теперь посмотрите, что вы видите на этих картинках. (Ответы детей)
(На магнитной доске размещены сюжетные картинки с изображением движущего транспорта и пешеходов).
Воспитатель: На улицах  много машин, взрослые идут, кто на работу, а кто и ведёт детей в детский сад, грузовые машины везут продукты в магазины. На другой картине изображено движение автотранспорта и пешеходов. Как же сделать это движение безопасным?               (Ответы детей)
Воспитатель: Для безопасности движения транспорта и пешеходов созданы специальные условия и правила, которые нужно обязательно выполнять. Каждый человек должен знать, где и как можно переходить улицу.
(На магнитную доску помещаем картинку с изображением улицы)
Воспитатель: Что вы видите на этой картине?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, улицу. Улицей называется часть города, отведённая для движения транспорта и пешеходов. На ней есть проезжая и пешеходная часть. Как вы думаете, что такое проезжая часть?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, для проезда транспорта. А для кого предназначены тротуары?
(Ответы детей)
Воспитатель: Для пешеходов. Как необходимо передвигаться по тротуару?
(Ответы детей: придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам)
Воспитатель: Какое правило необходимо соблюдать?
Ребёнок: Все будьте правилу верны:
Держитесь правой стороны!
Воспитатель: Где можно переходить улицу?
(Ответы детей: улицу переходят, там, где есть пешеходный переход)
Воспитатель: Да, улицу переходят там, где есть пешеходный переход и установлен знак, обозначающий «Пешеходный переход».
(демонстрация знака)
Воспитатель: Что изображено на дорожном знаке «Пешеходный переход»?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как необходимо переходить улицу?
(Ответы детей: нужно сначала посмотреть налево, а дойдя до середины проезжей части – направо, если нет рядом идущего транспорта, то можно переходить улицу)
Воспитатель: Что может произойти, если не наблюдать за проезжей частью?
(Ответы детей: может произойти авария; пешеход может попасть под машину)
Воспитатель: Что может сказать водителям примерный пешеход?
Ребёнок:
Эй, машины, полный ход!
Я – примерный пешеход!
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю!
(На магнитную доску помещаем картинку с изображением пешеходной дорожки – зебры)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего предназначена эта полосатая дорожка на асфальте? Для чего она предназначена?
(Ответы детей: для перехода через дорогу; она называется зебра)
Воспитатель: Эта дорожная разметка – верный помощник пешехода на улице. Вы знаете, что у пешехода есть ещё один помощник. Отгадай, какой?
Три глаза моргают,
Три глаза мигают,
Улицу нам перейти помогают.
(Ответы детей: светофор)
Воспитатель: Правильно, это светофор.
(Раздаём детям карточки с изображением светофора. Дети проходят и садятся за столы)
Воспитатель: Посмотрите, на этом светофоре чего – то не хватает.
(Ответы детей: не хватает цветовых сигналов)
Игровое задание «Сигналы светофора»
Воспитатель: Давайте, поможем светофору приобрести цветовые сигналы. Посмотрите, у вас на столах находятся цветные карандаши, которые помогут вам нарисовать сигналы светофора. Какие цвета, вы будете использовать?
(Ответы детей: зелёный, желтый, красный)
Воспитатель: Приступаем к работе.
(Дети закрашивают окошки светофора)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, все ли правильно распределили цветовые сигналы светофора?
(Проводится анализ выполнения задания, отмечаем неправильно выполненные задания, исправляем ошибки)
Воспитатель: Давайте вспомним, что обозначают сигналы светофора?
1 ребёнок:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горит и день, и ночь,
Зелёный, жёлтый, красный!
2 ребёнок:
Наш домик – светофор.
Мы три родные брата.
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам!
3 ребёнок:
Самый строгий – красный цвет.
Если он горит:
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт!
4 ребёнок:
Чтоб спокойно перешёл ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро жёлтый,
В середине свет.
5 ребёнок:
А за ним зелёный свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он: «Препятствий нет,
Смело в путь иди!»
Игра «Улица и пешеходы»
Воспитатель: А теперь давай те поиграем в игру «Улица и пешеходы»
Вот у нас улица, Давайте выберем пешеходов и водителей.
(Выбираем исполняющих роли пешеходов и автомобилей. Педагог исполняет роль светофора. Движение по улице осуществляется по сигналам светофора.)
3 часть: итоговая.
Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Правильно, о правилах движения по улицам города. Как необходимо переходить улицу? На какой сигнал светофора?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, нужно соблюдать правила движения?
Дети:
Правила движения соблюдай всегда,
Чтобы не приключилась на улице беда!







Рекомендации для родителей
  1. Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.
  2. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»
  3. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
  4. Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
  5. Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
  6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
  7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
  8. Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановка особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Памятка для родителей: Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет- боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет- более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет- может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше).


Комментариев нет:

Отправить комментарий